История села и храма

Вы здесь

Сообщение об ошибке

  • Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in include_once() (line 1439 of /var/www/drpl/includes/bootstrap.inc).
  • Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 11 of /var/www/drpl/sites/all/modules/elfinder/elfinder.module).
Бужарово в XVI в. принадлежало одной из ветвей рода Пушкиных-Товарковым. Само название села происходит от прозвища Ивана Борисовича Товаркова-Бужара (или Бужура ). «Бужур» означало «рябой от оспы». В самом селе в 20-е годы XX в. его название трактовалось как «Боже-дарово». О средневековом боярине, владельце села, к этому времени все давно забыли.
 
Товарковы были наиболее успешными по службе среди своих сородичей. Многие из них заседали в Боярской Думе, участвовали в походах на Новгород Ивана III, важных дипломатических переговорах. Но именно эту ветвь Пушкиных упорно преследовала бездетность. После смерти бездетного Ивана Бужара село перешло к его брату Григорию Борисовичу Шушлебе-Товаркову, но и у него не было детей (прозвище Шушлеба - от слова «шушлепень» - лентяй, увалень, лежебока). Жена одного из последних Товарковых Ирина (по второму браку - княгиня Ярославская), не имея наследников, в 1512 году отдала село в Иосифо-Волоцкий монастырь.
 
Та часть рода Пушкиных, которая была связана с Иосифо-Волоцким монастырём, не забывала церковь в Бужарове. Петр Иванович Пушкин-Внуков и его брат Василий в своих духовных завещаниях оставили «Спасу в Бужарово». Духовная грамота писалась обязательно при священнике, который в данном случае заменял нотариуса. «А у духовной сидел отец мой душевной Иван священник Спаской из Бужирова», - значится в завещании Пушкина-Внукова. Оставляли деньги Спасо-Преображенскому храму и Пушкины-Курчевы. Однако к началу XVII в., отдав Бужарово, и еще несколько сел и деревень целиком или частями в Иосифов и московский Чудов монастырь, Пушкины как землевладельцы почти исчезают из этих мест.
 
Утраченное Пушкиными Бужарово на несколько веков попало в вотчину одного из крупнейших и влиятельнейших монастырей России, основатель, которого Иосиф Волоцкий (около 1439-1515) и его последователи («иосифляне») были главными идеологами русского самодержавия и единой русской церкви.
 
В 1562 г. в селе было 6 дворов, и ещё 60 дворов - в деревнях. Описание села следующее: « Село Бужарово на реке на Истре, а в селе церковка Преображения Спасова, да в селе ж двор монастырской, во дворе поп Иван; в крестьян: во дворе Фомка Оксёнов, во дворе Филка Кузмин, во дворе Марко, во дворе Проня, во дворе Фомка Ивановы, во дворе Некраска Михалёв». Непосредственным управлением занимались монастырские слуги, которым давался «ключ», то есть звание ключника и приказчика в селе. Они наблюдали за работой на монастырской пашне, собирали оброк, руководили ремонтом монастырских строений. В Бужарове из таких монастырских построек был двор с избой для монахов, едущих в Москву, изба приказчика, несколько изб монастырских слуг и детёнышей. На Истре располагалась мельница и рыбные ловли. За селом обычно ставили пасеку. Монастырские слуги, управлявшие Бужаровым, судя по всему, не были местными уроженцами.
 
Иногда можно проследить династию ключников. Такова семья Гридениных, служивших в Бужарове в 1555-1558 гг. Монастырские книги упоминают Петра, Казака Петрова и Третьяка Гридениных (Гридями в древней Руси называли низших дружинников, мелких слуг).
 
Преображенская церковь в селе Бужарово, войдя в состав владений Волоцкого монастыря, получила ряд привилегий. В 1512 г. глава Русской церкви «иосифлянин» митрополит Варлаам дал храму грамоту, по которой были отменены очень многие повинности в пользу митрополичьей кафедры: так называемые петровские и рождественские сборы, десятина. Священники были обязаны привозить в Москву по 19 копеек в год на прокорм митрополичьей администрации и венчальные пошлины.
 
В начале XVII в. Россия пережила тяжёлый кризис, который вошел в историю под названием «Смуты». Разразившийся в начале столетия голод и династические неурядицы вызвали гражданскую войну, которая была осложнена вмешательством иностранных государств. Появление множества самозванных претендентов на русский престол, каждый из которых собирал вокруг себя мало управляемые вооружённые отряды, привели к разорению центральных уездов Российского государства. Поблизости, в селе Тушино обосновался самозванец Лжедмитрий II, прозванный «тушинским вором». Власти Иосифо-Волоцкого монастыря не жалели казны, чтобы сохранить свои села от разорения. В монастырских расходных книгах за эти годы не раз появляются записи о том, что казачьим атаманам давались деньги, «чтоб монастырских сел не жгли и людей не губили». Но близость Бужаровской вотчины к тушинскому лагерю самозванца предопределило ее судьбу: население сократилось, многие села и деревни превратились в пустоши. Нехватка рабочих рук с этих пор стала главной заботой монастырских властей, как и всех землевладельцев центральной России. Население самого села Бужарова, правда, не сократилось в результате войны. Но это было мнимое благополучие, так как исчезли почти все окружавшие Бужарово деревни. Сохранились две деревни - Свинцово и Сотниково с 5-ю дворами.
 
Таким образом, произошла концентрация уцелевшего населения бужаровской вотчины в нескольких пунктах, прежде всего в самом Бужарове. По переписи 1640-х годов в Бужарове уже 15 дворов с 46 крестьянами, а в 1670-х годах - 20 дворов с мужским населением в 79 человек. С учетом приблизительно того же количества женщин, в селе жило не менее 170 человек. Показатель зажиточности - церковные и монастырские вклады. Сохранилось свидетельство, что несколько пудов мёда дал в монастырь крестьянин деревни Сотниковой, известны «бужаровские рыболовы», выгодным промыслом была сплавка леса по Истре. В это время Бужарово становится «столицей» весьма обширной монастырской территории: помимо окрестных деревень отсюда осуществляется управление селами Савельево Дмитровского уезда, Мисюрево - Клинского, Мамошино - Рузского и приселка Вельяминово - Московского уезда. Преображенская Церковь села Бужарово после перестройки на средства прихожан в 1731 г. не сильно изменила свой вид и внутреннее убранство.
 
По описаниям конца XVII в. она остаётся деревянной, с таковой же колокольней на каменном фундаменте, с одним престолом Преображения Господня, «утварью посредственна, притча положено издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь, зданий принадлежащих церкви не имеется». Приходских дворов при церкви 211, в них 762 человека мужского пола и 854 женского.
 
В 1873 г. при церкви Преображения была закрыта диаконовская вакансия, и причт остался в составе трёх человек: священник, диакон на пономарской вакансии и псаломщик. 17 марта 1853 г. Священник Преображенской церкви Василий Воинов и церковный староста Павел Никифоров вместе с прихожанами пишут прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). «Имеем желание, - говорят просители, - вместо настоящей деревянной построить каменного здания церковь, на сооружение коей доброхотными дателями производилась и будет производиться работа кирпича, сколько будет потребно; кошельковой же наличной суммы имеется на настоящий март месяц серебром 1175 рублей».
 
В 1854 г. подготовка к строительству идёт полным ходом. В Москву сообщается, что «на сооружение одной доброхотным дателем наработано кирпича до 3-х сот тысяч, кошельковой же суммы на март 1854 года налицо серебром полторы тысячи рублей». Во избежании затруднений, при постройке предлагалось соорудить церковь на том же месте, на что и просилось разрешение у митрополита Филарета. К делу подключился благочинный Пятницкой округи, в которую входила Преображенская церковь, священник села Пятница-Берендеево Георгий Добронравов.
 
26 апреля 1854 г. он писал в Синод: «...их Спасо-Преображенская церковь не так благонадёжна к существованию на будущее время равно и не поместительна». Переписка длилась до 26 мая 1856 г., когда Московская палата Государственных имуществ сочла наконец средства на постройку храма достаточными, назначив архитектором г. Грудзина. Начатое в 1856 г. строительство каменного храма длилось три года.
 
В 1859 г. каменный Спасо-Преображенский храм в селе Бужарово с приделами св. Николая Чудотворца и Успения Божией Матери был построен. В строительстве храма принимали активное участие священник Василий Алексеевич Воинов, диакон Стефан Селуянович Троицкий, пономарь Иван Алексеевич Нечаев. Окончательная отделка храма была произведена в 1860-х годах. Кирпичное здание Преображенской церкви в Бужарове, с белокаменными и штукатурными деталями, представляет собой яркий образец «русско-византийского» стиля, господствовавшего в архитектуре Николаевского времени. Именно в этом стиле построена церковь Преображения в селе Бужарове.
 
Бужаровский храм представляет собой одноглавый двухсветный четверик, соединённый с трапезной и трёхъярусной шатровой колокольней. Два ряда «слухов», которыми снабжен шатер, и луковичная глава центрального объёма придают зданию выразительный силуэт древней постройки. Четверик с угловыми лопатками и межъярусным карнизом завершен поясом ширинок с крупными килевидными кокошниками. Два столпа и арки в трапезной поддерживают систему парусных сводов и выделяют ячейки придельных алтарей. Главный иконостас, резной, золочёный, в пять ярусов, и малые иконостасы в приделах исполнены в пышной манере XVII века. Стены и своды покрывают сюжетные клеевые росписи. Пол в храме настлан метлахской плиткой, в трапезной он белокаменный. В храме две белые кафельные печи.