Прокуратура информирует

Вы здесь

Прекращение трудового договора с работником по состоянию здоровья

Согласно ч. 3 ст. 73 Трудового кодекса РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, при его отказе от перевода, либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Прекращение трудового договора в данном случае направлено на охрану здоровья работника и не нарушает его прав. 

Работодатель обязан предложить работнику другую работу на основании медицинского заключения, которое выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Таким документом может быть, в частности, заключение медико-социальной экспертизы (МСЭК) или клинико-экспертной комиссии (КЭК).

Для того чтобы зафиксировать согласие или несогласие работника на перевод, необходимо составить в письменной форме предложение работнику другую работу. В данном документе должна быть указана работа, предлагаемая работнику, а также разъяснены последствия отказа от перевода на другую работу. Такое предложение необходимо довести до сведения работника под роспись.

Работодатель может предлагать работнику как работу, соответствующую его квалификации, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Однако должно быть соблюдено условие, что данная работа не противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Если работник отказывается от перевода на другую работу, то такой отказ может быть оформлен в виде отдельного документа, либо зафиксирован в предложении другой работы. 

Выплаты при увольнении по собственному желанию

Если работник увольняется по собственному желанию, то в день прекращения трудового договора работодатель обязан выплатить ему:

— заработную плату за период работы перед увольнением, включая премии, надбавки и иные выплаты (ст.ст. 136, 140 ТК РФ);

— денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ).

Днем прекращения трудового договора считается последний рабочий день (ст. 84.1 ТК РФ).

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму
(ч. 2 ст. 140 ТК РФ).

Трудовое законодательство не обязывает работодателя выплачивать работнику иные компенсации при увольнении по собственному желанию.

При этом трудовой или коллективный договоры могут предусматривать иные выплаты при расторжении трудового договора с работником, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию (ст. 57, 178 ТК РФ).

Если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, то работодатель вправе удержать задолженность за неотработанные дни отпуска (абз. 5 ч. 2
ст. 137 ТК РФ). Работодатель удерживает такую задолженность независимо от согласия работника (ч. 3 ст. 137 ТК РФ). При этом, если работодатель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся работнику при увольнении, взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет (п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014; Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2014 № 74-КГ14-3).

Противодействие коррупции: нововведения

Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗФедеральный закон от 03.04.2017 N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" внесены изменения в некоторые акты по вопросам противодействия коррупции.

Так, на высшее должностное лицо региона (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) возложена обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы.

Если в результате проверки выявлено несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, то высшее должностное лицо (руководитель) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, совершившего коррупционное правонарушение, или о применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Государственным и муниципальным служащим, иным лицам, занимающим определенные должности, разрешено быть членами всех общественных организаций, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости. Речь также идет об участии в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации.

Также государственные и муниципальные служащие могут на безвозмездной основе участвовать в управлении названными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или входить в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя.

Участие в управлении политическими партиями разрешено без каких-либо ограничений.

Сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим предоставлено право участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными объединениями, деятельность которых направлена на развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера распространяется на граждан, поступающих в ВУЗы, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Изменения в законодательстве, направленные на борьбу с подростковыми суицидами

С 18 июня 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 07.06.2017 № 109-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Установлены дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.

Согласно внесенным изменениям, выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям, отнесено к направлениям деятельности подразделений по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте, а также иных подразделений органов внутренних дел в пределах своей компетенции.

Законом предусмотрено уведомление Роскомнадзором МВД России о получении решений, служащих основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отдельных запрещенных материалов, распространяемых в Интернете (в том числе информации о способах совершения самоубийства, призывов к совершению самоубийства).

С 1 июля 2017 года усиливается административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

Поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 07.02.2017 N 13-ФЗ, предусматривают увеличение с 1 июля 2017 года штрафов за нарушения в области обработки персональных данных для их операторов. Реестр операторов имеется на сайте Роскомнадзора и включает страховые компании, банки, сотовые операторы, турагентства.

Новой редакцией статьи расширен перечень составов правонарушений, а также значительно увеличены размеры штрафов. Вместо одного общего состава за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных предусмотрено семь составов.

Так, теперь установлена административная ответственность за:

  • обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

  • обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных;

  • невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

  • невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния;

  • невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных.

Кроме того, составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались только прокурором).